Оглавление:
Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации : Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в том числе, на принципе обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования . Государственная политика в области образования . Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.
: признание приоритетности образования Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа (ФЦП) развития образования. Новый закон не содержит аналогичной нормы, о ФЦП.
(см. : к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся: разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, , реализация международных программ в сфере образования)
При этом СССР добился значительных успехов за несколько десятков лет: в стране почти 100% грамотность населения и одна из лучших систем образования в мире.
Образование в новой России регулировалось законом «Об образовании», который был принят в июле 1992 года.
Несколько лет назад было решено создать принципиально новый, интегрированный закон, в который бы вошли все поправки, накопившиеся за последние годы.
Статья 2.
Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: 1) образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; 2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
Профессиональное обучение Глава 10. Дополнительное образование Глава 11.
Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся Глава 12.
Заключительные положения
Первая редакция Федеральнаго закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» была принята Государственной Думой РФ 21.12.2013, одобрена Советом Федерации 26.12.2012, подписана Президентом РФ 29.12.2013 и опубликована:
Эти статьи были продиктованы требованиями времени.
Это были оторванные друг от друга части. Сегодня, в статье 43 очень подробно определены ответственность и обязанности обучающихся.
Обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный , в т.ч. посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, а также выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы (п.
1 ч. 1 ст.43).
В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; 21) педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности; 22) учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся; 23) индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
Он заменяет целый ряд законодательных актов. В их числе — от 1992 г., Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 1996 г.
Впервые на законодательном уровне определяются особенности получения образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, иностранцами и лицами без гражданства, осужденными.
МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, а также ряд других вузов вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования.
В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;21) педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;22) учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;23) индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Государственная политика в области образования 1.
Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. 2. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) 3.