Оглавление:
По данным Росстата, с января по конец мая розничные цены на моторное топливо в среднем по стране выросли на 7–8% при общей инфляции в 1,6%. Не считая Дальнего Востока, особенно резким подорожание было Москве: на прошлой неделе средняя стоимость бензина за одну неделю выросла почти на рубль, некоторые столичные АЗС продавали литр 95-го по 47 рублей. Главная причина взлета цен на топливо — сочетание высокой стоимости углеводородов на мировых рынках и относительно слабого курса рубля. В таких условиях бизнесу гораздо выгоднее экспортировать нефтепродукты за рубеж, чем поставлять их на внутренний рынок.
Основная доля в снижении объемов отгрузки нефтепродуктов российским заправкам, по сведениям ФАС, пришлась на «Роснефть», которая получила от антимонопольной службы предписание исправить ситуацию.
К повышению привлекательности экспортной
Генеральный директор компании Александр Дюков возлагает задачу сдерживания цен на государство, считая, что никакого дефицита топлива на внутреннем рынке нет, а цены на него нужно снижать, уменьшая акцизные сборы – еще ниже той «льготной» отметки, что установлена сейчас.
В итоге данные меры позволили несколько стабилизировать ситуацию на топливном рынке.
Однако, по мнению вице-премьера, нового скачка цен в начале года не случится — он пообещал «применять весь тот набор инструментов, который есть у правительства, чтобы этого не произошло».
Стабилизация цен на бензин, похоже, оказалась временной Фото: Александр Елизаров © URA.RU Впрочем, представители отрасли не разделяют оптимизма вице-премьера.
Буквально две недели назад глава Российского топливного союза Евгений Аркуша предупредил администрацию президента о риске роста цен на бензин из-за увеличения акцизов и НДС (налог вырастет с 18 до 20%). В частности, в его письме отмечается, что
«только в результате одновременного увеличения акцизов и НДС потенциал роста цены литра бензина составляет около 4,4 рублей за литр»
.
В правительстве отрицают резкое увеличение давления на бюджет автомобилистов.
Некоторые аналитики уверены, что подорожание бензина связано с уровнем инфляции. Чиновники надеются на то, что стоимость топлива они смогут регулировать, поскольку находятся под контролем акцизы и факторы, что влияют на ценообразование горючего. Если произойдет резкое повышение цен на топливо, то это может вызвать недовольство среди владельцев транспортных средств.
Сегодня все меньшее количество людей позволяет себе передвижение на личном автомобиле.
Загрузка .
В последних новостях в России пока ничего не сообщается о подорожании бензина.
В случае их массового закрытия вертикально интегрированные нефтекомпании не смогут справиться с обеспечением топливом всего транспортного потока.
В таких условиях, по мнению Павла Баженова, цена одного литра бензина может вырасти до 100 рублей. Он назвал этот вариант «максимально мрачной перспективой». Отметим, свыше указанной суммы (при пересчёте на российскую валюту) за топливо платят автомобилисты некоторых стран Европы, таких как Финляндия, Португалия, Дания, Франция.
Однако, например, в Чехии, Германии и Великобритании литр Аи-95-го обходится дешевле.
Президент Независимого топливного союза добавил, что отрасли в нынешних условиях нужна поддержка в виде отмены акциза или радикального снижения ставок. Это должно дать «дополнительный запас прочности для рынка». Напомним,
Слегка подорожало только дизельное топливо — на 0,1%, но это связано с тем, что заправки меняют летнее дизтопливо на зимнее.
Так, АИ-95 в апреле дорожал в 20 раз быстрее, чем в течение января–марта 2023 года. Рост цен составит 6-7,5%. Участники нефтяного рынка уверены, что сдержать цены в рамках инфляции не получится и в этот раз.
По их оценкам, за первые полгода 2023-го бензин подорожает примерно на 2-3 руб.
Весной этого года топливо резко подорожало.
Чтобы сдержать рост цен, в правительстве предприняли целый ряд довольно жёстких мер. К примеру, отменили запланированное повышение акцизов с 1 июля.
Более того, существующая ставка была снижена — на 3 тыс.
рублей за тонну для бензина и 2 тыс.
для дизельного топлива. В таком контексте грядущее повышение акциза уже не выглядит таким неожиданным.
Чтобы компании не гнали столько нефтепродуктов за рубеж, на экспорт, куда продавать намного выгоднее.
Оптовая цена на дизельное топливо летнее пятого класса за указанный период повысилась на 362 рубля, составив 50,057 тысячи рублей за тонну, отмечает трейдер-аналитик компании «ФинИст» Денис Лисицын. По данным информационно-аналитического центра «Кортес», выросли также цены на авиакеросин. Причина роста цен на бензин заключена в самом устройстве рынка, на котором крупные НПЗ, не сговариваясь, могут повышать цены, а кроме того, на этом рынке действует множество серых мини-НПЗ, которые производят бензины низкого качества и вообще не платят налогов, и тем самым создают нездоровую конкуренцию, констатирует аналитик Алор Брокер .
При этом половину цены «белого» бензина составляют налоги. Их производитель перекладывает на потребителя, который платит этот «налог на перемещение» еще много раз: в виде транспортного налога, в виде штрафов, в виде платы за регистрацию транспортных средств, за парковку, в виде обязательной страховки, и так далее, добавляет он.
Его авторы полагают, что со следующего года необходимо установить предельную цену на топливо — якобы такая мера позволит защитить потребителей от серьезных колебаний цен и резкого роста расходов на бензин.
Максим Кадаков «За рулем»Не верю. Никогда еще государство (не только наше) не проявляло себя эффективным управленцем — за исключением тех функций, которые являются прерогативой именно государства (охрана границ, поддержание общественного порядка, освоение космоса и т. д.).Бензин дорожает по двум очевидным причинам: цéны на мировом рынке значительно выше, чем у нас, а в цене литра бензина гораздо больше налогов, нежели затрат на его производство.